
Киев – крупнейший город Украины, один из выдающихся исторических и культурных центров Европы. Расположен на реке Днепр. Занимает площадь 820 кв. километров. Население города превышает 5 миллионов человек; подавляющее большинство населения – украинцы и русские, евреев менее 2 %.
Древняя летопись называет Киев «матерью городов Русских». Считается, что город был основан в конце V века н.э. князем Кием из племени полян и от имени Кия происходит название города. Высказывалась, впрочем, версия, будто город основали иудео-хазарские племена, а название «Киев» представляет собою искаженное «Сион».
В IХ-ХII столетиях Киев был политическим центром могучего славянского государства – Киевской Руси. Когда эта держава распалась на удельные княжества, Киев оставался духовным центром восточного славянства. В 1240 г. город жестоко пострадал от нашествия монгольского хана Батыя. Впоследствии Киев был включен в состав польско-литовского государства, а со второй половины XVII века присоединен к Московскому царству. В XVIII – начале XIX веков он являлся губернским городом Российской империи. В период революции и гражданской войны (1917-20 гг.) в Киеве много раз происходили смены власти, короткое время здесь была столица самостоятельного Украинского государства. Затем город входил в состав советской Украины и вместе с ней – в состав Советского Союза; с 1934 г. – столица Украинской советской республики. Трагедией для Киева была немецко-фашистская оккупация (1941-43 гг.), повлекшая значительные разрушения и многочисленные жертвы среди населения (не менее 200 тыс. человек). В послевоенные годы город был восстановлен. С 1991 г. – столица и резиденция руководящих
На протяжении многих столетий судьба Киева была связана с судьбой еврейского народа.
Первое письменное упоминание о евреях в Киеве – письмо, обнаруженное в генизе Каирской синагоги и датированное первой половинои X века. Более ранних достоверных документов, связанных с Киевом, историки вообще не знают. В письме киевские евреи обращаются ко всем единоверцам с просьбой помочь некоему Яакову бар Ханука. Он поручился за своего брата, который одолжил крупную сумму денег у гоя, но затем был ограблен разбойниками и убит. Несчастный поручитель год провел в заключении как несостоятельный должник, затем был выкуплен еврейской общиной на поруки и отправился в дальнее путешествие – просить пожертвований для покрытия своего долга.
Длительное время восточным соседом Киевского княжества было государство, где иудаизм являлся господствующей религией – Хазарский каганат. Купцы-евреи из Хазарии вели торговые операции на территории от Китая до Прованса. Десятки лет Киев платил дань хазарам, в северной окраине города возник еврейский квартал.
Он еще более увеличился, когда киевский князь Святослав в 965 году нанес хазарам решительное поражение, уничтожив столицу Хазарии Итиль на Волге и взял много пленных.
Накануне принятия православия (988 г.) иудаизм рассматривался как возможная ему альтернатива.
В той же летописи упоминаются «Жидовские (еврейские) ворота – один из главных въездов в Киевскую крепость. Эти ворота располагались на нынешней Львовской площади. Неподалеку от них и находился еврейский квартал.
В 1113 году, в момент междувластия, жители города подняли бунт, в ходе которого был разграблен еврейский квартал.
После завоевания города монголо-татарской ордой о евреях Киева в течении ряда лет небыло сведении. Но после того, как Киев вошел в состав литовского княжества, иудейская община возродилась. В XV веке здесь проживал цвет еврейской учености.
В дальнейшем судьба общины под литовско-польской властью складывалась по-разному. Одни правители изгоняли евреев из Киева, другие убедившись в неминуемом упадке торговли, вновь возвращали их.
Окончательный разгром еврейской общины Киева осуществили восставшие казаки во главе с Богданом Хмельницким. После присоединения в 1654 г. Украины к Московскому царству был заключен трактат о «вечном мире» между Россией и Польшей, предусматривавший свободный торговый обмен, но он содержал оговорку: «кроме жидов”.
Спустя более столетия на российский престол взошла Екатерина II. Она согласилась на свободное проживание евреев в России, но лишь в определенных губерниях, составивших так называемую «черту оседлости». Сюда вошли западные окраины России – в первую очередь те области, которые достались ей после разделов Польши в конце XVIII – начале XIX века. С 1794 года в «черту оседлости» вошла и Киевская губерния. Евреи могли приписываться здесь к мещанскому и купеческому сословию. Еврейская община в Киеве начала очередное возрождение. За двадцать лет она выросла в двадцать раз и в царствование Александра I достигла полутора тысяч (1815 г.). В городе появились три синагоги. Процветала торговля.
Николай I, оставляя в черте оседлости Киевскую губернию, исключил из нее «мать городов Русских». В 1827 г. он распорядился в двухлетний срок выселить из Киева всех евреев и впредь допускать их сюда по торговым делам не более, чем на шесть месяцев. Временно прибывающие в город евреи должны были жить на специальных дворах в ужасной тесноте.
Новое восстановление еврейской общины здесь оказалось возможным только при царе Александре II, который нашел компромиссное решение: Киев оставался за «чертой», однако определенные категории еврейского населения – купечество, интеллигенция, ремесленники, отставные солдаты и др. – имели право получить здесь «вид на жительство». Тех, кто осмеливался жить в городе без разрешения, полиция беспощадно отлавливала и изгоняла. Но даже и в таких условиях евреи составляли не менее 10 % от общего населения города.
В то время еврейская община играла видную роль в жизни Киева. »Сахарные короли» – Бродские, Гальперины, Маркус Закс, Симха Либерман – вели торговлю с миллионными оборотами. Еврейские капиталы вызывали к жизни такие важные начинания, как Политехнический и Бактериологический институты, коммерческое училище, детская клиника, крытый рынок на Бессарабке, трамвайное сообщение. Евреи-благотворители содержали в Киеве училища, приюты, больницы. В конце XIX – начале XX века были выстроены несколько обширных каменных синагог, крупнейшей из которых стала хоральная синагога Лазаря Бродского. Общее число религиозных иудейских общин в Киеве составило несколько десятков. При содействии того же Лазаря Бродского – крупнейшего сахарозаводчика и филантропа – было основано местное отделение Общества распространения просвещения среди евреев.
Вместе с тем в местной прессе регулярно появлялись антисемитские публикации. Возникали черносотенные объединения, дважды – в 1881 и 1905 годах – происходили жестокие еврейские погромы. Кульминацией притеснения евреев в царской России был спровоцированный властями «процесс Бейлиса», проходивший в Киеве в 1913 г. – обвинение невинного человека в ритуальном убийстве. Но лучшие люди своего времени – русские, украинцы, поляки и другие – встали на защиту справедливости, и Бейлис был оправдан.
В годы революции и гражданской войны в Киеве побывало 14 правительств, и каждое предъявляло евреям свой счет: одни видели в них «скрытых буржуев», другие – «скрытых чекистов».
Короткий расцвет еврейской культуры в 1920-х годах был раздавлен сталинским террором. Все синагоги были закрыты, в них устраивали театры, клубы, спортивные залы.
В первые же дни фашистской оккупации нацисты попытались раз и навсегда по-своему решить здесь еврейский вопрос. Трагедия Бабьего Яра, где остался прах десятков тысяч замученных гитлеровцами киевских евреев, стала одним из символов Катастрофы. Тех, кто уцелел и вернулся в Киев после войны, ждали гонения на «космополитов», «дело врачей». Антисемитские мотивы отчетливо звучали в государственной политике и в последующие годы – вплоть до провозглашения в Украине независимости.
Сейчас евреи, как и все население Киева, испытывают экономические трудности, и это побуждает многих из них стремиться к эмиграции. Вместе с тем в городе действуют десятки еврейских общественных и культурных организаций, выходит несколько газет. Евреям возвращают культовые здания.
Архитектура
Хоральная синагога (ул.Шота Руставели, 13)
Здание синагоги построено в 1897-98 гг. на средства крупнейшего сахарозаводчика и филантропа Лазаря Бродского (отсюда второе название – «синагога Бродского»). Крупное строение, оформленное под базилику романского стиля, проектировал известный зодчий немецкого происхождения Г.Шлейфер. После смерти Лазаря Бродского (1904) здание вместе с усадьбой перешло в собственность общины хоральной синагоги. В цокольном этаже размещалась молельня для ремесленников. Синагога обладала богатым собранием свитков Торы и ритуальных предметов. Она являлась важнейшим еврейским религиозным и культурным центром. Но в 1920-х гг. развернулась активная борьба рабочих организаций за закрытие синагоги и передачу ее здания под клуб. В 1926 г., не считаясь с мнением верующих евреев, Всеукраинский Центральный Исполнительный комитет передал здание хоральной синагоги клубу кустарей. Верующим не дали даже отпраздновать Новый год и Судный день: толпа кустарей, не дожидаясь официального решения, ворвалась в помещение и заняла его; власти этому не препятствовали. В 1944 г. было принято решение открыть здесь театр эстрады и миниатюр, затем (с 1948 г.) в этом здании находился театр юного зрителя, а в 1955-97 гг. – кукольный театр. За этот период были совершенно искажены первоначальные интерьеры синагоги, а к фасаду пристроен вестибюль. С декабря 1992 г. община «ХаБаД» возобновила здесь иудейские богослужения. Теперь здание возвращено верующим.
Бывшая Купеческая синагога (ул.Шота Руставели, 19)
В первоначальном виде здание купеческой синагоги построено в 1898-99 гг. по проекту академика архитектуры В.Николаева. В оформлении его фасада использовался узор кирпичной кладки. «Спонсором» купеческой синагоги был сахарозаводчик Лев Бродский, который тем самым вступил в своеобразное соперничество с братом Лазарем – строителем хоральной синагоги на той же улице. Купеческая синагога (при советской власти предусмотрительно называемая «ремесленной») действовала до 1932 г. После ее закрытия помещение использовалось как спортивный зал, затем как клуб печатников. В 1957 г. здание было капитально перестроено, и с тех пор здесь размещается популярный в городе кинотеатр «Кинопанорама» (ныне в зале кинотеатра действует и ночное варьете со стриптизом). Фасад бывшей синагоги изменен до полной неузнаваемости. Только на торцевой стене можно еще рассмотреть старую кирпичную кладку и заложенные окна молитвенного зала.
Бывшая еврейская столовая, в которой проходил «Съезд евреев-воинов» (ул.Шота Руставели, 15-6)
Рядом со зданием хоральной синагоги до революции в 1912 г. был построен доходный дом еврейской общины (средства от его аренды шли на содержание местной еврейской больницы). Здесь же в цокольном этаже находилась дешевая еврейская столовая. 10 октября 1917 года в ее помещении открылась конференция евреев-воинов, которая ставила целью объединение всех еврейских военных организаций на территории бывшей Российской империи в общий союз. В президиум конференции входил капитан английской службы Иосиф Трумпельдор.
Мемориальная доска в честь Шолом-Алейхема (ул.Саксаганского, 27) и памятник Шолом-Алейхему (начало ул.Бассейной)
Выдающийся писатель на языке идиш Шолом-Алейхем (Соломон Рабинович) длительное время жил в Киеве. Здесь им были написаны повесть «Менахем-Мендл», некоторые главы «Тевье- молочника», ряд рассказов. Наиболее значительный период его киевской жизни связан с домом по нынешней ул. Красноармейской, 5, но это здание, к сожалению, пребывает на длительной реконструкции. В 1903-05 гг. писатель проживал на третьем этаже дома по нынешней ул. Саксаганского, 27. На его фасаде в 1988 г. была установлена мемориальная доска из бронзы с портретом Шолом-Алейхема (архитектор А.Милецкий, скульптор В.Медведев).
Любопытно изобразительное решение памятного знака: с одной стороны, он созвучен декоративным украшениям старинного здания, с другой стороны – вызывает ассоциацию с тяжким гнетом, который испытывали евреи в Киеве.Не зря Шолом-Алейхем в своих произведениях дал этому городу название «Егупец» (Египет). Остальные места проживания великого писателя в Киеве не сохранились. В 1905 году писатель был свидетелем еврейского погрома в Киеве. Он спасался от насильников в гостинице «Империал» (теперь ул.Красноармейская, 11). После этого Шолом-Алейхем навсегда покинул Киев. Однако в декабре 1997 г. он вернулся к нам в виде бронзового памятника, установленного в начале бульвара по ул.Бассейной (скульптор В.Медведев).
Мемориальная доска в честь Голды Меир (ул. Бассеиная, 5-а)
В Центральном государственном историческом архиве Украины сохранилась «Книга для записи родившихся евреев на 1898 год». В этой книге под номером 194 записана рожденная в Киеве девочка Голда, дочь мещанина Ицка Зеликова Мабовича. Впоследствии она стала известной всему миру под именем Голды Меир. Ее отец, талантливый столяр, переселился в Киев из Белоруссии в поисках счастья. Но добиться счастья не удалось. Заказов было мало, семья голодала, болезни унесли четверых детей. Лишь после этого над Мабовичами сжалились богатые соседи-евреи, которые помогли им устроиться лучше. Тогда и появилась на свет Голда. Детство будущего премьер-министра Израиля прошло в постоянной нужде. Эта сцена происходила во дворе дома по улице Бассейной,5. Там жили Мабовичи до отъезда из Киева в 1903 году. Фронт участка занимали крупные доходные дома. А в глубине двора стояли неказистые двухэтажные строения, и в каком-то из них прошли детские годы Голды Меир. В память об этом в ноябре 1998 года на фасаде дома по Бассейной, 5-а установлена мемориальная доска (скульптор В.Медведев).
Дом, в котором жили Бер Борохов и Шмуэль Жидовецкий (ул. Красноармейская, 43)
Киев оказался последним пунктом жизненного пути выдающегося еврейского общественного деятеля, основателя партии «Поалей Цион» Бера Борохова. Движение «Поалей Цион» объединяло сторонников социалистического сионизма. Борохов доказывал, что выдвинутая социалистами задача освобождения трудящихся от эксплуатации вполне совместима с идеалом сионизма – массовым переселением евреев в Палестину. Осенью 1917 года Борохову пришлось побывать в Киеве. Здесь он выступил с докладом на Съезде народов, который открылся 8 сентября в здании бывшего Педагогического музея по ул.Владимирской,57 (теперь Дом учителя), где в то время размещалась Центральная Рада – первый украинский парламент. Жил он тогда по нынешней ул.Красноармейской, 43. Борохову приходилось разъезжать по разным городам с речами и докладами. В пути он заболел воспалением легких, умер в 1917 году в Киеве и был там же похоронен. Но в 1963 г. останки Бера Борохова были перевезены в Израиль. Некоторое время (в 1920-30-х гг.) имя Борохова носила нынешняя улица Шота Руставели в Киеве – та самая, на которой располагались хоральная и купеческая синагоги.
В советское время еврейские общественные движения испытывали мощное давление со стороны коммунистической идеологии. Тем не менее до 1925 года в Киеве существовала организация, задачей которой была не классовая борьба, а защита интересов еврейского населения. Она называлась «Сетмасс» (Союз еврейских трудящихся масс). С 1921 года во главе Сетмасса стоял Самуил Жидовецкий. Он тоже проживал на Красноармейской, 43. В его квартире велась настойчивая борьба за спасение еврейства в условиях советской действительности. Было ясно, что диктатура пролетариата и еврейский образ жизни, еврейские традиции чужды друг другу. Сотрудничая с Сетмассом, Жидовецкий помогал трудоустройству евреев, утративших почву под ногами при новом строе. Здесь же, на Красноармейской,43, он собирал еврейскую библиотеку, впоследствии сыгравшую немалую роль в деле сохранения национальной культуры. В 1925 году оргбюро Сетмасса переехало из Киева в Москву. Там поселился и Жидовецкий. Он прожил трудную жизнь, познал тюрьмы и лагеря, но умер своей смертью в Москве в 1964 году.
Наконец, в 1920-х годах в этом же здании работало еврейское издательство «Культур-Лига».
Синагога иудейской религиозной общины (ул.Щекавицкая,29)
Старейшее из сохранившихся капитальных еврейских религиозных здании Киева, построена в 1894-95 гг. на средства купца-еврея Габриэля Розенберга Фасад решен автором Н.Гардениным в мавританском стиле. К моменту постройки местные власти не разрешали в Киеве строительство синагог. Поэтому Розенберг притворился, что строит жилой особняк, а запопросил разрешения у властей «приспособить» особняк под еврейский молитвенныи дом. На самом деле он с самого начала возводил синагогу со всеми необходимыми помещениями, к счастью, администрация города так и не узнала о его хитрости. Богослужения в синагоге продолжались до 1929 г. – в то время здесь помещались общины «шнайдерши» (портняжная) и «малярская». Затем синагога была закрыта и передана советскими органами под клуб кустарей Петровского (ныне Подольского) района. В послевоенные годы она возобновила свою деятельность. В настоящее время при синагоге действует иешива. Здесь же располагается резиденция Главного раввина Киева и Украины Якова Дов Блайха.
Еврейский молитвенный дом (ул.Нижний Вал,37)
На этой усадьбе еще в 1860-х годах размещалась в нанятом помещении еврейская молельня. Нынешняя застройка участка сложилась в конце XIX – начале XX столетия. В 1912 году домовладельцы Шварц и Бокшицкий (откупщики по ритуальному убою мяса и птицы) заказали архитектору И.Ганфу проект необычного сооружения в глубине усадьбы. Первый этаж занимали торговые и складские помещения, а во втором и третьем этажах были устроены четыре отдельных зала с балконами (для женщин), каждый из которых мог быть использован как особый молитвенный зал. Здесь размещались сразу несколько молитвенных общин, главным образом хасидского толка (в частности, общины Тальновского и Макаровского цадиков). В 1920-х гг. их деятельность была прекращена. Здание долгое время использовалось швейной фабрикой, теперь здесь находится училище.
Еврейские молитвенные дома (ул.Ярославская,20 и 22)
Дневной приют для еврейских детей (ул.Ярославская,40)
Двухэтажное каменное здание приюта было выстроено в «классическом» стиле в 1910 г. на средства дочери знаменитого миллионера Лазаря Бродского – Маргариты Гольдшмидт-Бродская. Приют был предназначен для еврейских бедняков, которые не могли присматривать за детьми в рабочее время, и рассчитан на 100 девочек в возрасте от 6 до 13 лет. В советское время здесь находилась школа, ныне – Клуб юных моряков.
Еврейская баня (ул.Ярославская, 55)
Двухэтажное кирпичное здание, построенное в 1883 г. (архитектор В.Николаев) на средства еврейских благотворителей. Первый этаж был предназначен для бани «миква», во втором этаже находилась дешевая кошерная столовая. В 1888 г. тогдашний владелец дома сахарозаводчик Израиль Бродский, скончавшись, завещал строение городской еврейской больнице (т.е. еврейской общине). Тем не менее в 1925 г. советские органы ликвидировали «микву» и передали здание в коммунальную собственность. В дальнейшем помещение использовали различные предприятия.
Талмуд-Тора (ул.Константиновская,37)
Талмуд-Тора – по своему смыслу благотворительное заведение. И в данном случае было сделано крупное пожертвование. Известный киевский предприниматель Давид Марголин на свои средства основал общинное учебное заведение для бедных и осиротевших мальчиков, рассчитанное на 300-400 учащихся. Здание возводилось в 1910-11 гг. по проекту архитектора Ф.Эссена. В 1920-х – 30-х годах здесь располагалась еврейская средняя школа имени Шолом- Алейхема, в которой преподавал известный еврейский музыковед и фольклорист Моисей Береговский. В настоящее время – обычная средняя школа.
После 1917 года в Киеве была создана сеть еврейских школ. Но в силу закона об отделении школы от церкви преподавание религии в них запрещалось. Имелась лишь подпольная иешива (до 1937 года). Однако к концу 1930-х годов началась борьба с еврейской самобытностью и культурой, которая укладывалась в систему государственного антисемитизма. В 1939 г. была закрыта последняя еврейская школа в Киеве. Еврейское образование начало возрождаться здесь лишь в последние годы.
Памятники в Бабьем Яру
Бабий Яр это глубокий овраг в северной части Киева, спускающийся с нагорной местности Сырец к низинной Куреневке. Таких яров в рельефе города немало. Солдаты из близлежащих лагерей иногда проводили в яру военные учения. В 1940 году было принято решение устроить здесь лыжную базу и трамплин.
Фашисты вошли в Киев 19 сентября 1941 года. А 27 сентября на стенах домов появилось объявление на русском, украинском и немецком языках: »Все жиды города Киева и его окрестностей должны явиться в понедельник 29 сентяоря 1941 года к 8 часам утра на угол Мельниковой и Доктеривской улиц (возле кладбищ). Взять с собой документы, деньги и ценные вещи, а также теплую одежду, белье и пр. Кто из жидов не выполнит этого распоряжения и будет найден в другом месте, будет расстрелян. Кто из граждан проникнет в оставленные жидами квартиры и присвоит себе вещи, будет расстрелян».
Несмотря на то, что многие жители Киева эвакуировались или сражались на фронте, здесь еще остались десятки тысяч евреев (главным образом старики, женщины, инвалиды, дети). Почти все они рано утром 29 сентября двинулись к названному в объявлении месту. Улицы Мельникова и Дегтяревская (таковы их точные названия) существуют в Киеве и сегодня. Поблизости находилась товарная железнодорожная станция. Евреи верили, что их всего лишь вывозят.
Около развилки улиц Мельникова и Дорогожицкой стояли противотанковые ежи. Там было оцепление. Тех, кто попадал за него, назад уже не выпускали. Люди шли вдоль кирпичной стены еврейского кладбища к воротам, поворачивали налево к нынешним воротам Воинского кладбища. Их отсчитывали по сто человек и вели по ул.Дорогожицкой и выводили на площадку, образованную юго-восточным отрогом Бабьего Яра и забором Братского кладбища (на его территории находиться телевизионная вышка). Вещи отбирались, людей вели к оврагу, гнали дубинками, заставляли раздеться донага, спускаться в яр и ложиться на трупы ранее убитых, стрелок из немцев подходил и давал очередь из автомата по безоружным людям. Так осуществлялось в Киеве «окончательное оешёние еврейского вопроса». В донесении эйнзацгруппы «Ц» (специального отряда полиции, СД и СС) сообщалось, что 29 и 30 сентября 1941 года в Бабьем Яру убили 33771 еврея. В дальнейшем здесь уничтожались военнопленные, жертвы гестапо, заложники.

Крест в память о 621 расстрелянном члене ОУН, установлен 21 февраля 1992, в 50-летие расстрела Елены Телиги и её соратников.
Накануне освобождения Киева советскими войсками фашисты руками узников близлежащего Сырецкого концлагеря предприняли акцию по сожжению жертв Бабьего Яра. Сейчас принято считать, что в общей сложности здесь погибло больше ста тысяч человек, и не менее половины из них составили евреи.
Лишь в 1966 г., после митинга общественности, посвященного 25-летию расстрела евреев в Бабьем Яру, здесь появился временный обелиск. В том же году увидела свет сильно сокращенная версия документального романа Анатолия Кузнецова «Бабии Яр». Власти организовали конкурс проектов памятника на месте трагедии. На конкурсе выдвигались яркие и своеобразные идеи, но в конце концов был допущен к реализации проект, разработанный под руководством скульптора М.Лысенко. Из его варианта была тщательно удалена всякая национальная идея, а сам монумент вызывает мысль не об убийстве десятков тысяч человек, а о локальной трагедии. Памятник открыли в официально- торжественной обстановке 2 июля 1976 г.
Только в последние несколько лет Бабий Яр стал официально упоминаться как место трагедии евреев Украины. На цоколе первого советского памятника появился текст на языке идиш, а к пятидесятилетней годовщины расстрела в Бабьем Яру, значительно ближе к месту расстрелу был установлен новый небольшой памятник в виде меноры (архитектор Ю.Паскевич, художник К.Левич и др). Памятник установлен на ошибочном месте. По воспоминаниям выживших массовых расстрелов евреев в этом месте не проводилось.
Теперь ежегодно 29 сентября совершается траурно шествие к Бабьему Яру, произносится заупокойная молитва. Место трагических неоднократно посещали руководители крупнейших государств мира, лидеры Израиля. Еврейская община чтит киевлян-неевреев, которые, рискуя жизнью помо. некоторым евреям избежать гибели в Бабьем Яру. Многим из них присвоено звание «Праведник Мира».
Новое еврейское кладбище

Еврейское кладбищ. На переднем плане главный вход, на заднем - сохранившееся здание сторожки кладбища. Фото 1930-х годов.
Еврейское кладбище на окраине Киева – Лукьяновке – было открыто в 1892 году - обширный некрополь занимал площадь свыше 25 га. На кладбище были похоронены тысячи евреев. Среди разнообразных захоронений выделялся фамильный склеп знаменитых сахарозаводчиков Бродских. Здесь же был погребен лидер киевских сионистов доктор Макс Мандельштамм. Однако это кладбище ожидала трагическая судьба. В годы фашистской оккупации многие захоронения были разрушены и осквернены. Сотни каменных надгробий использовали для сооружения печей, в которых сжигались тела убитых. Еще более варварскому разорению кладбище подверглось к концу 1950-х годов. Известный киевский писатель Виктор Некрасов, посетивший тогда это место, рассказывал: «Я иду по тенистой аллее. Тихо, пустынно, шуршат под ногами листья. А кругом… Кругом тысячи, десятки тысяч поверженных, разбитых, исковерканных памятников… Старое еврейское кладбище… Сворачиваю в другую аллею, третью, четвертую… Та же картина. Многотонные гранитные, мраморные памятники в пыли, в осколках. Маленькие овальные портреты разбиты ударом камня… В мавзолеях, склепах содран мрамор, на стенах надписи – лучше не читать… Известно, что немцы в порыве слепой злобы уничтожили центральную аллею. На остальные не хватило сил и желания. Остальное совершено потом. Кем? Никто не знает или молчат».
С 1958 года многие могилы с разоренного Лукьяновского еврейского кладбища были перенесены на северо-западную окраину города – Берковцы. Но большая часть захоронений погибла, а надгробия уничтожены или разграблены. В единичных случаях осуществлялось перемещение праха за границу (так было с могилой основателя партии Поалей-Цион Бера Борохова, которая с 1963 года находится в Израиле). В 1962 году было принято официальное постановление об упразднении кладбища. Сейчас на его территории действует спортивный комплекс, строится новый телевизионный центр. От громадного кладбища уцелели на прежнем месте лишь несколько могил вблизи памятника «Менора». Еврейская община города Сан- Франциско (США) помогла обнесла их символической оградой. Сохранилось также бывшее помещение кладбищенской конторы (ул.Мельникова, 44).
Галицкая синагога (ул.Жилянская, 97)
Синагога располагалась рядом с Галицкой площадью (ныне пл. Победы). На этой площади с 1860-х гг. был разрешен властями еврейский торг, отсюда распространенное название площади «Еврейский базар» или «Евбаз» (с 1960 г. на месте базара находится здание цирка). Специально образованное для постройки синагоги Галицкое еврейское общество арендовало у города участок земли по вновь проложенному Скоморошскому переулку. В 1909-10 гг. здесь было возведено каменное здание синагоги (архитектор Ф.Олтаржевский). Здание двухэтажное, декорировано в романском стиле, с обширным двухсветным залом. В 1920-х гг. синагога носила название «Бейт- Яков». В 1930 году власти закрыли ее, а здание передали соседнему заводу «Транссигнал» под столовую. К фасаду пристроен одноэтажный вестибюль. В 1960-х гг. Скоморошский переулок был поглощен заводской территорией и упразднен.
В 2001 году здания возвращено еврейской общине.
Еврейское начальное училище им. Соломона Бродского (ул. Горького, 69)
Здание училища возводилось на средства известных меценатов сахарозаводчиков, братьев Лазаря и Льва Бродских. Проект здания был выработан в результате конкурса, победителем которого стал архитектор Адольф Минкус. В строительстве училища (1903-04) участвовали местные архитекторы Александр Кобелев и Андрей Краусс, работы вела контора подрядчика Льва Гинзбурга. Здесь разместилось еврейское начальное училище с ремесленным отделением на 400 мальчиков (300 – общеобразовательное отделение, 100 – ремесленное отделение). Училищу было присвоено имя умершего брата основателей Соломона Бродского. Главный объем, выходящий фасадом на улицу, – двухэтажный с подвалом, богато оформленный, в нем находились классы, актовый зал и молельня. С тыла была сделана каменная пристройка для ремесленного отделения. Училище было оснащено лучшим заграничным оборудованием; впервые в отечественной практике учебное заведение было оснащено душевыми. Здесь учился известный художник-график Зиновий Толкачев. В советское время в здании находилось фабрично-заводское училище имени комсомольца Ратманского. С 1944 г. здесь располагается Институт электросварки им.Е.Патона.
Киевская еврейская больница (ул.Багговутовская,1)

Областная больница. Бывший корпус для легочных больных (1909 год, архит А.Б. Минкус).
Еврейская больница в Киеве была открыта в 1862 году. Любопытно, что решающую роль в ее создании сыграла чета русских аристократов Васильчиковых. Князь Илларион Васильчиков в те годы занимал в Киеве пост генерал-губернатора и считался гуманным и отзывчивым администратором. Его супруга Екатерина Васильчикова, видная благотворительница, вместе с мужем добилась разрешения правительства на учреждение в Киеве еврейской больницы. Первоначально больница занимала нанятое тесное помещение на Подоле, но в 1883 г. крупнейший сахарозаводчик Израиль Бродский приобрел участок земли на Лукьяновке (окраинная местность в нагорной части Киева) и на свои средства выстроил для больницы новые каменные корпуса. Строительство было завершено в 1885 г. (архитектор В.Николаев). С тех пор вплоть до начала первой мировой войны количество коек увеличивалось, возводились новые каменные корпуса, в названиях которых увековечивались имена благотворителей больницы – Лазаря Бродского, Моисея Гальперина, Маркуса Закса, Соломона Френкеля. Лучше всех сохранился до наших дней бывший инфекционный корпус имени Лазаря Бродского (нынешний глазной), построенный в 1905-06 гг. архитектором А.Минкусом. Некоторые другие корпуса сохранились в перестроенном виде, некоторые утрачены (в том числе бывший глазной корпус с небольшой больничной синагогой). Больница считалась гордостью городской еврейской общины. Ежегодно она бесплатно обслуживала около тридцати тысяч пациентов, причем сюда могли обращаться и неевреи. В советское время в помещениях еврейской больницы разместилась больница Киевской области, для которой на протяжении 1960-90-х гг. выстроено несколько новых крупных корпусов.
Бесплатная хирургическая лечебница и богадельня имени И. Зайцева (ул.Фрунзе,61-63)

Бывшая Хирургическая лечебница Зайцева, Новый корпус. Слева пристроена молельня.
Основателем благотворительного учреждения был фабрикант Иона Зайцев. В 1896-97 гг. по его заказу был выстроен хирургический корпус (архитектор К.Шиман). В 1911-12 гг. сын филантропа Маркус Зайцев возвел новый корпус с богадельней и небольшой молельней в одноэтажной пристройке (архитектор Э.Брадтман). Комплекс благотворительных учреждений Зайцева пользовался большой популярностью среди киевских евреев. Усадьба больницы размещена под горой Юрковицей, на вершине которой находился кирпичный завод Зайцева, где приказчиком служил Мендель Бейлис; именно на склонах этой горы развернулись трагические события, связанные с «делом Бейлиса». В советское время здесь размещались районные медицинские учреждения. Оба здания при этом были надстроены с сохранением архитектурного стиля. Ныне строения принадлежат фирме «Фармак».
Дом доктора Макса-Эммануила Мандельштамма (ул.Грушевского,8)
Доктор медицины Макс-Эммануил Мандельштамм (1838-1912) являлся признанным лидером киевских евреев. Рядом с его кирпичным трехэтажным домом когда-то стояло небольшое деревянное здание, в котором находилась его частная глазная лечебница.
Мандельштамм был выдающимся врачом-офтальмологом, изучал медицину в Дерптском университете (ныне г.Тарту в Эстонии). С молодых лет он научился отстаивать свое достоинство. Ему удавалось заставить даже немецких студентов в Дерпте извиняться под угрозой дуэли за всякую выходку, оскорбительную для евреев. Спустя много лет Мандельштамму нанесли жестокую обиду в Киевском университете. Он служил там в должности доцента, заведовал глазной клиникой, и когда в 1881 г. освободилась профессорская вакансия по кафедре глазных болезней, то медицинский факультет единодушно выбрал Мандельштамма. Однако Совет университета не утвердил это решение – исключительно потому, что не хотел создавать прецедента избрания еврея на профессорскую должность. И доктор Мандельштамм ушел из университета, занявшись частной практикой. В том же 1881 году в Киеве состоялся еврейский погром. Личное унижение и общественная трагедия привели Мандельштамма к мысли о том, что евреям нельзя так жить в этой стране. Одним из первых в России он примкнул к сионистскому движению, участвовал в 1-м Сионистском конгрессе и шести последующих, был личным другом Теодора Герцля. В последние годы жизни доктор Мандельштамм руководил в Киеве Еврейским эмиграционным обществом, которое осуществляло переселение евреев из черты оседлости в Галвестон (США, штат Техас), где создавался компактный еврейский округ. Доктор обладал поразительной работоспособностью: в своей клинике он принимал в день 150-200 больных, сотрудничал с глазным отделением еврейской больницы, писал научные труды – и в то же время возглавлял Эмиграционное общество, был председателем комитета киевского отделения Общества распространения просвещения среди евреев, организовывал помощь жертвам погромов. Когда доктор Мандельштамм умер, десятки тысяч киевлян шли за его гробом. Надгробие Макса- Эммануила Мандельштамма ныне находится на Берковецком кладбище.
Люди
В Киеве жил и работал великий еврейский писатель Шолом-Алейхем (Рабинович), запечатлевший этот город под названием Егупец. Здесь родился известный поэт, прозаик, публицист Илья Эренбург.
В Киевском университете учились знаменитый философ Лев Шестов (Шварцман) и будущий президент Израиля Бен-Цви (Шимшелевич).В Киевском коммерческом институте – основатель Еврейского театра Соломон Михоэлс и писатель Исаак Бабель. В художественном училище – живописцы Абрам Маневич, Александр Тышлер, Мане Кац. В консерватории – пианист Владимир Горовиц. С Киевом связаны биографии видных сионистов – председателя Еврейского эмиграционного общества Макса Мандельштамма и основателя партии «Поалей-Цион» Бера Борохова.
Дочь киевского столяра Ицка Мабовича вошла в мировую историю под именем Голды Меир. Она оставила следующие воспоминания о Киеве: «Я помню, слишком даже хорошо, до чего мы были бедны. Никогда у нас ничего не было вволю – ни еды, ни теплой одежды, ни дров. Я всегда немножко мерзла и всегда у меня в животе было пустовато». Еще одно киевское воспоминание связано у нее с паникой перед грозящим погромом: «Я стою на лестнице, ведущей на второй этаж, где живет другая еврейская семья; мы с их дочкой держимся за руки и смотрим, как наши папы стараются забаррикадировать досками входную дверь. Погрома не произошло, но я помню, как сильно я была напугана и как сердилась, что отец для того, чтобы меня защитить, может только сколотить несколько досок… Много раз в жизни мне пришлось испытать те ощущения: страх, чувство, что все рушится, что я не такая, как другие. И инстинктивная глубокая уверенность: если хочешь выжить, ты должен что-то предпринять сам».
Имя Иосифа Трумпельдора – одно из самых ярких в еврейской истории XX века. В 1904 году он служил в русской армии, добровольно отправившись на войну с Японией. Там он лишился одной руки, попал в плен, бежал, заслужил офицерский чин и орден святого Георгия за храбрость. Позже он принимал участие в обороне еврейских поселений в Палестине от арабоа. В первой мировой войне участвовал на стороне Великобритании. Трумпельдор стоял у истоков организации еврейской самообороны. На конференции евреев-воинов в Киеве также говорилось о том, что «нельзя предоставлять защиту своего народа другим». Иосиф Трумпельдор погиб в 1920 году при нападении арабской банды на еврейское поселение Тель-Хай. Он стал национальным героем Израиля. В память о нем было организовано молодежное движение Бейтар.
Фото
Открытки
Связанные туры: